Хотя 2016 год в целом получился очень так себе, я был бы гнусным обманщиком, если бы сказал, что в этом году не было хороших фильмов ужасов. Более того, в этом году, по-моему, их вышло больше, чем за последние лет пять в совокупности. «Кловерфилд, 10», «Тишина», «Приглашение», «Заклятие 2», «Не Дыши» — все как один хороши. Плюс, мне ещё предстоит посмотреть «Сомнию», «Отмель», «И гаснет свет», «Ведьму из Блэр» и «Уиджи 2», и всё это я жду с нетерпением. А ещё в этом году вышла «Ведьма», которую сначала очень хочешь добавить в список, а потом понимаешь, что подобной похвалой только окажешь медвежью услугу всем, кто это прочитает.

Поэтому давайте не будем считать "Ведьму" фильмом ужасов. Аминь.

Поэтому давайте не будем считать «Ведьму» фильмом ужасов. Аминь.

«Ведьма» — режиссёрский дебют Роберта Эггерса, который также написал сценарий, основанный на длительном и дотошном изучении фольклора колониальной Америки. Фильм рассказывает о семье, которая вынуждена покинуть своё пуританское поселение после того, как их патриарх Уильям (Ральф Инесон, который Крис Финч из оригинального «Офиса») разошёлся во взглядах с местным духовенством. Жить ему, его жене Кэтрин (Кейт Дики) и их пятерым детям приходится в глуши рядом с дремучим лесом, спасаясь от голодной смерти земледелием, охотой и выращиванием коз.

Среди последних есть существо по имени Чёрный Филлип, которое будет трудно забыть.

Среди последних есть существо по имени Чёрный Филлип, которое будет трудно забыть.

И всё бы (относительно) хорошо, если бы в один прекрасный день самого юного члена семьи — младенца Сэмьюэла — не забрала непонятная фигура в чёрном, чтобы унести его в лес и там сделать с ним что-то настолько отвратительное, что даже писать ироничные комментарии не хочется. А т.к. за ребёнком наблюдала старшая дочь Уильяма Томасин (Аня Тэйлор-Джой, которая после этого обязательно и заслуженно станет звездой), она становится врагом № 1 для своей и без того не самой добродушной матери. А затем начинает происходить ещё много нездоровых вещей, от которых вся семья потихоньку сходит с ума.

Показать это безумие без спойлеров нельзя, так что вот снова Аня Тэйлор-Джой. Она замечательная.

Показать это безумие без спойлеров нельзя, так что вот снова Аня Тэйлор-Джой. Она замечательная.

И если по содержанию у Эггерса всё получилось довольно традиционно и без изобретения велосипедов, то по форме вышло нечто куда менее привычное. «Ведьма» снята в устаревшем формате 1,66:1, герои говорят на староанглийском диалекте (это как если бы какого-нибудь «Вия» сняли целиком на церковнославянском) и большую часть экранного времени занимают либо сцены унылого быта в Новой Англии 17 века (включая много, много сцен колки дров, которые переполнили меня завистью оттого, какие хорошие в то время были топоры), либо кадры очаровательной в своей серости девственной американской природы. И хотя съёмки здесь очень впечатляющие, с серостью и тишиной во всех смыслах режиссёр иногда перегибает, из-за чего некоторые моменты кажутся ооочень длинными и порой банально не удаётся разобрать, что кто-либо говорит. А когда собственно происходит что-то очень нездоровое, то оно не столько пугает, сколько вызывает дискомфорт. Дискомфорт, конечно, очень сильный (особенно в моменте с вороной), но ритм у фильма остаётся одинаковым — ровным и стабильным.

Возможно, поэтому после просмотра остаётся чувство какой-то неудовлетворённости. Ожидаешь, что так или иначе получишь адреналиновый всплеск, напряжение получит выход… а тут ничего такого нет. Что вовсе не означает, что фильм не хороший. Он хороший, и ещё какой: кроме отличных съёмок, здесь есть чертовски убедительные работы актёров (особенно детей) и весьма грамотный сценарий, в котором при желании можно найти тонну хитрых подтекстов на тему охот на ведьм (во всех смыслах) и того, как легко перейти на тёмную сторону, когда на светлой тебе не особенно рады.

А это режиссёр Роберт Эггерс. И он скорее молодец, чем нет.

А это режиссёр Роберт Эггерс. И он скорее молодец, чем нет.

В итоге осталось чувство, что на второй раз «Ведьма» будет смотреться гораздо лучше, и вот тогда можно будет её оценить по достоинству. Но и в первый раз от фильма можно получить не самое малое удовольствие, если только не ожидать от него ещё одного «Бабадука», с которым его сравнивали некоторые впечатлительные обозреватели.