С тем, что за последние 5 лет Netflix произвёл революцию в мире телевидения, спорить бессмысленно. Вместе с тем, сколько качественной и выходящей за привычные рамки продукции выпустил сам сервис, он в корне изменил то, как мы потребляем сериальную продукцию (не говоря уж о том, что он вдохновил череду конкурентов вроде Amazon и Hulu). И в то же время, вопреки образцовой грамотности в многосерийной сфере, Netflix не перестаёт поражать своей непутёвостью на поприще полнометражного кино. И я даже не говорю о том, что их упрямость в выпуске своих фильмов одновременно в кино и на домашнем рынке вызывает отторжение у большинства прокатчиков (хотя это никому не помогает). По неведомым мне причинам, Netflix совершенно не утруждает себя тем, чтобы сколь-нибудь продвигать свои фильмы. И даже если среди них есть что-то, достойное внимания, оно обычно проходит мимо своей основной аудитории, становясь лишь ещё одним пунктом в потоке пополнений, 90% из которых составляют тайваньские мыльные оперы и индийские семейные драмы.

Для демонстрации проблемы предлагаю вам пройти тест. Сколько из нижеприведённых названий будет вам по крайней мере знакомо (без Google’a)?
— «Арка» / ARQ
— «Спектральный анализ» / Spectral
— «Дейдра и Лани грабят поезд» / Deidra & Laney Rob A Train
— «Горящие пески» / Burning Sands
— «Бродяги» / Tramps
— «Имперские мечты» / Imperial Dreams
— «iБой» / iBoy»
— «Я прелесть, живущая в доме» / I Am The Pretty Thing That Lives In The House

Для справки: все из этих фильмов вышли на протяжении последних 12 месяцев и у каждого из них рейтинг на Rotten Tomatoes не ниже 60%.

Для справки: все из этих фильмов вышли на протяжении последних 12 месяцев и у каждого из них рейтинг на Rotten Tomatoes не ниже 60%.

В моём случае результат был далеко не внушительный, поэтому я решил понемногу исправлять ситуацию. Для начала я выбрал картину под названием «Таллула» / Tallulah — режиссёрский дебют Сиан Хедер, который, как и многие фильмы Netflix, дебютировал на фестивале «Санденс» в прошлом году. И должен сказать, начало получилось очень даже неплохим.

«Таллула» — история титульной бездомной девушки в исполнении Эллен Пэйдж, которая по не совсем известным причинам забила на обычную жизнь и решила колесить по стране в старом фургоне со своим ухажёром Нико (Эван Джонакайт). Работы у нашей пары нет, а пропитание себе они обеспечивают преимущественно воровством. И всё бы хорошо, но одним прекрасным утром Нико уходит, заявив, что хочет вернуться к своей матери Марго (Эллисон Дженни), потому что дальше жить как бомж он не может. Таллула отправляется в Нью-Йорк, чтобы найти и образумить партнёра, но поиски особого успеха не приносят: она находит лишь Марго, которая от Нико ничего не слышала, а новой гостье вовсе не рада. Отчаявшись, Таллула идёт в ближайшую гостиницу, чтобы накрасть себе еды, и по стечению обстоятельств оказывается в номере Кэролин (Тэмми Блэнчард) — дамы зажиточной, нетрезвой и имеющей маленькую дочь Мэдди, которой с ней очень небезопасно. Вопреки инстинкту самосохранения, Таллула забирает ребёнка от безответственной матери, хотя ей самой ещё нужно долго и упорно взрослеть.

tal2

Думаю, если вы смотрели полдюжины независимых американских драм, вышедших в последние два десятилетия, вы уже догадываетесь, что пути Таллулы и Марго ещё неоднократно пересекутся (хотя бы из-за того, что Эллисон Дженни никто не будет брать в такой фильм для одной сцены) и обе женщины, несмотря на разительные различия в социальном статусе, будут вынуждены столкнуться со своими внутренними демонами, а проблемы всех героинь в разной степени связаны с материнством. И хотя такой сюжет едва ли вызывает ажиотаж и рвение всё бросить ради просмотра, вы, смотревшие полдюжины независимых американских драм, вышедших в последние два десятилетия, знаете, что в таких фильмах гораздо важнее не то, что происходит, а то, с кем оно происходит. И в этом отношении «Таллула» получилась пусть не откровением, но весьма солидной картиной, которая в очередной раз демонстрирует таланты своих центральных исполнительниц.

Хотя должен признаться, в течение первых минут пятнадцати у меня ещё были опасения, что Эллен Пэйдж эту роль выбрала в первую очередь для того, чтобы всем продемонстрировать, какая она смелая и что не надо о ней судить по её половой ориентации. Потому что вот видите, она тут и пьёт, и матерится, и раздевается (кстати, если для вас этот элемент особенно важен, то советую на многое на рассчитывать), и занимается сексом! С мужчиной! Но, как только вступление окончилось, фильм стал спокойнее, Пэйдж перестала лезть из кожи вон и начала играть, а опасения испарились. Особенно хорошо она справляется в сценах с ребёнком, где традиционно очень трудно не перегнуть с сентиментальностью и в то же время не вызывать неприязнь к главной героине. Но и актриса, и постановщица тут справились очень хорошо, демонстрируя непростого и зачастую неприятного человека, который всё же человек и заслуживает справедливого отношения (даже несмотря на то, что этот человек по сути похитил чужого ребёнка).

tal3

К вопросу о сложных и не всегда приятных людях. Эллисон Дженни здесь в очередной раз показывает, что ей под силу буквально всё. Она даже может заставить с интересом наблюдать за стареющей нью-йоркской интеллектуалкой, у которой все проблемы сводятся к тому, что её муж (Джон Бенджамин Хики, который традиционно порадовал, как и тот, кто играет его нового партнёра) оказался геем и бросил её, а она отказывается подписывать документы о разводе, потому что не хочет терять остатки своей прежней жизни (в частности, квартиру, которую спонсирует университет, где преподаёт этот самый муж). И даже моменты, где Марго и Таллула делятся друг с другом типичными для подобных фильмов душевными проблемами (одна из них очень боится идти на контакт с людьми, а другая не умеет эти контакты обрывать), это вызывает не закатывание глаз, а какое-никакое сочувствие. Опять же, большое спасибо актрисам и режиссёру.

А вот где спасибо говорить очень не хочется, так это в случае с героиней Тэмми Блэнчард. Она единолично почти тянет фильм ко дну, создавая настолько одномерный и вопиюще неубедительный образ худшей матери во вселенной, что начинаешь думать, что она сюда пришла из другого фильма, который снимали другие люди. Каждый раз, когда она появляется на экране, рука так и тянется к кнопке промотки, потому что ей ни на секунду не веришь. А когда вспоминаешь, насколько хорошо актриса работала в «Приглашении», становится совсем грустно.

Tal4

Но, к счастью, сильные стороны фильма достаточно сильны, чтобы не дать его большому недостатку всё испортить. И даже когда история близится к своей весьма предсказуемой развязке, равнодушным не остаёшься. Даже когда в финальной сцене видно, что режиссёр не до конца уверена, что зритель понял идею фильма, поэтому она заканчивает всё Тонкой Метафорой, взятой из дипломного проекта каждого второго студента кинематографического вуза.

P.S. До работы в кино Хедер была известна как одна из сценаристок ранних сезонов «Оранжевого — хита сезона». Оттуда же в фильм пришла Узо Адуба, играющая в «Таллуле» детектива, расследующую пропажу ребёнка. Забавно, что самого вменяемого персонажа фильма играет Безумноглазая Сюзанна.

tal5