«Это путешествия звездолёта «Энтерпрайз». Его пятилетняя миссия: исследовать неизведанные новые миры, искать новую жизнь и новые цивилизации, смело отправляясь туда, куда не ступала нога человека»

С этого лаконичного и ёмкого девиза начинался оригинальный телесериал «Звёздный путь», и им заканчивается каждая часть его перезапущенной киноверсии. И самое примечательное, что происходит в «Стартреке: Бесконечности» (да, кто-то всерьёз посчитал, что это хорошее название) – это то, как фильм систематично зачёркивает один его пункт за другим. «Энтерпрайз» здесь разрушают в первом акте. Вместо путешествия в неизведанные дали большая часть событий происходит либо в космическом порту, либо на дальней планете… которая выглядит, как обычный лес. Вместо новых цивилизаций наш многокультурный экипаж сталкивается… с мутировавшими землянами, чей предводитель очень обиделся на людей, потому что они хотят мириться, а не воевать. И увы, о какой-либо смелости со стороны режиссёра Джастина Лина и сценаристов Саймона Пегга и Дага Джанга здесь приходится только мечтать.

[Вставить Смешную Шутку про то, как эти ребята мной очень разочарованы, здесь]

[Вставить Смешную Шутку про то, как эти ребята мной очень разочарованы, здесь]

Сюжет здесь прост и незатейлив: в штаб-квартиру Звёздного флота прибывает единственный выживший из пропавшей экспедиции, и только «Энтерпрайз» достаточно хорошо оснащён, чтобы отправиться в туманность, где, предположительно, находятся их ожидающие спасения товарищи. Но по прибытии группа под руководством испытывающего экзистенциальный кризис Джеймса Керка (Крис Пайн) попадает в западню, устроенную зловещим монстром Краллом (Идрис Эльба). В итоге «Энтерпрайз» разрушен, а команда эвакуируется, разделившись по парам. Попав на незнакомую планету, они должны найти друг друга, найти способ вернуться домой, а заодно и понять, что это за Кралл и почему он такой злой.

Самый многогранный персонаж фильма. У него буквально много граней.

Самый многогранный персонаж фильма. У него буквально много граней.

Не то чтобы я всё ещё ожидал от новой киноверсии «Звёздного пути» высокоинтеллектуального размышления о месте человека во Вселенной (я всё-таки смотрел предыдущие два фильма), но даже так «Бесконечность» расстроила тем, насколько она ленивая во всех аспектах. От дубовых диалогов, полных Тонкой Экспозиции («Да, я знаю, ты не любишь отмечать свой день рождения, потому что твой отец погиб в день, когда ты родился»), до невнятных экшен-сцен, которые преимущественно состоят из беготни по тёмным коридорам — всё в фильме выглядит вымученно и фальшиво. Даже актёры, которые были единственным стабильно светлым местом серии, здесь работают на автомате, а их словесные перепалки, которые должны искрить, больше утомляют, чем веселят. Новые же персонажи, среди которых важное место занимает София Бутелла в роли неожиданной инопланетной союзницы наших героев, вышли совершенно стандартными и в памяти задерживаются минут на пять. Вот есть злодей, вот он злится на человечество, вот ему нужно орудие судного дня, которым он уничтожит всех и разбудите меня, когда это закончится.

Кстати об орудии судного дня. Весь центральный сюжет фильма строится исключительно на том, что у наших героев чисто случайно на борту остаётся кусок древнего артефакта, который они использовали в прологе, чтобы уладить конфликт между двумя враждующими расами (конфликт, кстати, они не уладили, но никого это не волнует). Если бы они его вернули на место (как, по идее, положено), кина бы не было. Мало того, что в миллионный раз всё сводится к банальному злодею, который хочет уничтожить мир волшебным светящимся агрегатом, так ещё и нормально ввести этот агрегат в сюжет никто не потрудился. Как никто и не потрудился найти для большой экшен-сцены песню Beastie Boys, которая уже не звучала в первом фильме. Потому что зачем стараться, если можно не стараться?

Стартрек: Бесконечность

И всё было бы не так плохо, если бы фильм не был так безбожно затянут. В нём есть сцена, которой можно было бы грандиозно и красочно (и с убийством тысяч живых существ, но кого это волнует, они ж не люди) завершить сюжет и расходиться. Но после неё у фильма оставалось ещё 30 (тридцать) минут. Шумных и монотонных минут, в которых внезапно фильм решил нам показать, что у мультяшного злодея есть предыстория, которая каким-то образом сделала его ещё мультяшнее (но хотя бы Эльбу можно было увидеть без грима). И ещё здесь была очередная затянутая экшен-сцена, в которой пара актёров летала на компьютерной графике среди другой компьютерной графики, а я стал погружаться в экзистенциальные размышления о том, на что я трачу свою жизнь.

Возможно, конечно, это просто я становлюсь старым и циничным брюзгой, который не может смириться с тем, что светлое прошлое, когда деревья были большими, а фильмы – интересными, ушло безвозвратно. Или же «Стартрек: Бесконечность» — это просто бездушная конвейерная поделка, которую снимали ради того, чтобы у бедствующей студии остался хоть какой-то популярный бренд, создателям которого нужно платить меньше, чем Тому Крузу или Майклу Бэю.