Знаете, как сделать так, чтобы у меня интерес к вашему фильму ушёл в минус? Есть много способов, но один из самых надёжных — это выпустить к нему афишу, на которой главный герой напоминает собой член, а сверху написан лозунг «Герой восстанет».

Понимаете, он похож на член, и там написано "Герой ВОССТАНЕТ". Понимаете? Вы понимаете шутку? Надеюсь, понимаете.

Понимаете, он похож на член, и там написано «Герой ВОССТАНЕТ». Понимаете? Вы понимаете шутку? Надеюсь, понимаете.

Поэтому «Полного расколбаса» (Sausage Party) на моём радаре не было ещё на стадии объявления названия, несмотря на мою немалую любовь к Сету Рогену и его развесёлой шайке. Но нужно помнить, что во мне живёт Внутренний Мазохист, который не насытился «Инферно» и «Йоганутыми», поэтому решил окончательно передозировать, посмотрев сие творение.

И спешу доложить, что по прошествии 80 с лишним минут фильма мне стало очень неловко. Оттого, что примерно каждые 5 минут я хохотал, как умалишённый, от вещей, которые обычно заставляют меня краснеть и отворачиваться. А ещё неловко оттого, что я снова (как и в случае с «Концом света-2013») усомнился в Рогене и его способности делать фильмы, у которых не только грязные (очень грязные) мысли, но ещё и разумный посыл.

Знаю, Шокирующий Поворот. Сам удивляюсь.

Знаю, Шокирующий Поворот.

«Полный расколбас» происходит в супермаркете, где все продукты одушевлены и регулярно друг с другом взаимодействуют. И, как у всех одушевлённых созданий в мире, их взаимодействия не всегда пригодны для семейного просмотра. Так, здесь есть банка квашеной капусты с немецким акцентом (режиссёр Конрад Вернон), желающая истребить весь сок (потому что «Exterminate the Juice»), есть спринцовка (Ник Кролл), ведущая (точнее, ведущий) себя, как полный мудак (потому что он Douche), и есть наши главные герои — сосиска Фрэнк (Роген) и булочка для хот-дога Бренда (Кристен Уиг), которые очень хотят друг с другом совокупиться, но не могут, потому что не положено.

Дело в том, что среди продуктов супермаркета распространено убеждение, что покупатели — боги, которые отбирают в свой райский мир лишь самых достойных — а именно тех, кто чист, плотно упакован и не использован. В противном случае они будут испорченными и обречёнными на сгниение. И здесь «Полный расколбас» раскрывает свой самый интересный и неожиданно глубокий аспект: за всеми этими пошлостями и каламбурами скрывается презанятная сатира на религию в современном обществе и то, что слепое поклонение «высшим созданиям» может быть как губительным, так и крайне важным для поддержания порядка и стабильности.

И основной сюжет здесь запускается после того, как банку медовой горчицы с голосом Дэнни МакБрайда возвращают на полку, и та (точнее, тот) с нескрываемым ужасом рассказывает, как «боги» извращаются над продуктами и беспощадно их пожирают живьём. А когда Фрэнк собственными глазами видит процесс приготовления обычного обеда (что для него подобно расправе в концлагере), он стремится всеми силами (и без особой деликатности) поделиться открытием с товарищами, превращаясь таким образом в назойливого атеиста, который только и делает, что обкладывает чужую веру.

И на которого смотришь с вот таким выражением лица.

И на которого смотришь с вот таким выражением лица.

Но не религиозной сатирой единой. Шуток в фильме много и они разные. Есть визуальные гэги разной сложности (от появления лампочки, когда одному персонажу приходит в голову идея до прекрасной в своём садизме пародии на «Спасение рядового Райана»), есть каламбуры (и я не представляю, как можно было перевести хотя бы 1/17 из них, не потеряв смысла) и есть моменты, на которых роняешь нижнюю челюсть от наглости создателей (то, чем заканчивается противостояние продуктов и покупателей, гениально в своём нигилизме). В хорошем смысле.

Один из моментов, где и ржёшь в голос, и переживаешь за тех, кто на экране.

Один из моментов, где и ржёшь в голос, и переживаешь за тех, кто на экране.

Да, здесь есть очень, очень, очень, очень пошлые шутки вроде диалога о том, что Бренда уйдёт от Фрэнка к баклажану, а Фрэнк боится, что он для неё будет слишком большим и разорвёт её на части. И я уверен, что даааалеко не каждому зрителю такой материал придётся по вкусу. Но при этом я был бы гнусным обманщиком, если бы сказал, что мне было несмешно или безразлично то, что творилось на экране.

Полный расколбас

Возможно, это просто я с возрастом становлюсь брюзгой и циником, который слишком устал от продукции студии Pixar и её формулы по выкачиванию слёз из зрителя. И когда появляется продукт, который грандиозно выворачивает наизнанку эту формулу, но делает это с душой и без злобы, то я ликую. И всё-таки, когда фильм об оживших продуктах питания может успешно сочетать шутки про анальные сношения и палестино-израильский конфликт (нет, я не шучу), то что-то этот фильм делает очень правильно. И ещё здесь есть одна из самых страшных сцен изнасилования/убийства, что я когда-либо видел:


Жуть.

«Полный расколбас» — не тот фильм, который я осмелюсь кому-либо рекомендовать, но я от просмотра неожиданно получил тонну удовольствия. Если я буду составлять какой-нибудь список любимых фильмов за этот год, для него там однозначно найдётся место.