Одна из особенностей современной поп-культуры, которые раздражают меня больше всего — это наличие Скрытых Смыслов и Хитрых Метафор в развлекательной продукции. Фильм о супергерое больше не может быть просто фильмом о хорошем дядьке, который защищает невинных граждан от плохого дядьки — он должен быть глубоким размышлением о войне с террором или содержать хитрые метафоры на христианскую тему. А фантастика теперь не может быть просто захватывающей историей в вымышленном мире — она должна содержать ТОНКИЙ ПОДТЕКСТ!!!, который сводится к детсадовской логике про «богатые = плохо».

Тонко.

Тонко.

Поэтому, когда на фоне всей этой чуши выходит жанровый фильм, который не стремится к философским глубинам, а просто хочет как можно лучше тебя развлечь, вздыхаешь с облегчением и получаешь удовольствие. Например, когда выходит фильм, в котором Блейк Лайвли борется с гигантской голодной акулой, который на самом деле о том… как Блейк Лайвли борется с гигантской голодной акулой.

Неожиданно, правда?

Неожиданно, правда?

«Отмель» (The Shallows) — фильм простой, прямолинейный и, соответствуя названию, неглубокий. А ещё это один из самых приятных развлекательных продуктов года, который прекрасно понимает своё предназначение и выполняет его чертовски хорошо. Сюжет в нём можно уместить буквально в одно предложение: «Девушка-серфер Нэнси пытается не быть съеденной акулой в уединённой бухте». И всё. Да, у неё есть небольшая предыстория (она студент-медик, у которой недавно умерла мать, и она отправляется на поиски любимого пляжа последней), но за фильм она не переживает никаких духовных перерождений, не начинает ценить жизнь по-новому и не занимается прочими заезженными тропами духоподъёмных драм. Она вполне здоровый (телом и душой) человек, который не борется ни с какими демонами, а просто хочет продолжить свою жизнь после трагедии. А ещё она образованная и сообразительная, и когда начинается т.н. Биг Проблем, она не паникует и не действует истерично, а думает головой, в первую очередь используя свои медицинские познания, чтобы не умереть от потери крови задолго до того, как до неё доберётся злобная рыба. И как же приятно за этим смотреть.

Отмель

Кроме очень хорошей главной героини и освежающе простого сюжета, «Отмель» очень радует тем, как она снята и поставлена. Режиссёр Жауме Кольет-Серра — один из недооценённых профессионалов современного кино, стабильно снимающий фильмы класса «Б» с дисциплиной и вниманием, которыми похвастается далеко не каждый «престижный» проект. И в «Отмели» он это в очередной раз демонстрирует. Камера здесь не дрожит, в каждой сцене можно без труда понять, что где находится и почему что-либо сделать не удаётся, а во всём, что касается акулы и её атак, режиссёр соблюдает правило «лучше меньше, да лучше». Один из самых мощных и страшных моментов происходит за кадром: там, где ожидаешь, что камера покажет все мясные подробности, она концентрируется на лице Нэнси и всей гамме эмоций, которые она переживает. И это куда эффективнее пугает, чем все оторванные руки и выпущенные кишечники на свете.

Отмель

Хотя, когда акулу всё же показывают, она тоже очень хороша.

Хочется похвалить и Блейк Лайвли, которая ранее на меня никакого впечатления не производила, но здесь легко продемонстрировала, что может пронести на своих плечах целый фильм и ни на секунду не дать заскучать. Она убедительная, она обаятельная и за неё моментально начинаешь болеть и переживать. Особенно хорош, момент, когда она записывает на камеру просьбу о помощи и посреди записи понимает, что не знает название пляжа, у которого находится. И когда видишь, как за долю секунды на её лице надежда гаснет и сменяется принятием приближающегося конца, всё внутри сжимается. А сыграть такое ох как трудно.

И отдельное спасибо режиссёру, что он избегает очевидного соблазна разглядывать свою главную героиню, которая большую часть фильма лишней одеждой не обременена, со всех возможных ракурсов. Да, она не то чтобы одета, но камера никогда не задерживается на её телесах. Разве что в сценах, где это абсолютно необходимо (см. ниже).

Цитируя классиков, Дрочите на здоровье. Если сумеете, конечно.

Цитируя классиков, Дрочите на здоровье. Если сумеете.

«Отмель» — отличный пример того, как надо делать жанровый фильм. Не надо пытаться прыгнуть выше головы и сказать «новое слово в жанре». Лучшее — враг хорошего и т.д. А если хорошо рассказать знакомую историю, то будет в первую очередь хорошо. И здесь хорошо абсолютно всё: и сценарий, и исполнительница главной роли, и «ужасные» моменты. И длится это счастье всего 80 минут, после которых остаётся лишь желание как-нибудь устроить повторный просмотр. Вот бы почаще так.