За свою жизнь я могу вспомнить ровно два случая, когда я смотрел новый фильм два раза за два дня. Первый — это «Гравитация», которая три года назад меня ошеломила. Второй — это «Несколько женщин» (Certain Women), маленькая независимая драма, в которой почти ничего не происходит. И это один из моих любимых фильмов года.

Давайте сегодня отдохнём от ироничных подписей и просто посмотрим на несколько красивых кадров из фильма.

Давайте сегодня отдохнём от ироничных подписей и просто посмотрим на несколько красивых кадров из фильма.

На первый взгляд, фильм обещает быть самой тоскливой вещью во вселенной: здесь есть три истории об очень разных женщинах, которых объединяет то, что их жизнь полна разочарований и неудовлетворённости.

Несколько женщин

У адвоката Лоры (Лора Дерн) есть надоедливый клиент Фуллер (Джаред Харрис), который хочет добиться от своего работодателя возмещения ущерба за полученную травму. У него на это нет шансов и она ему об этом говорит, но он настырно требует подачи апелляции и продолжения тяжб. Лишь когда Лора везёт клиента к другому адвокату (который, что примечательно, мужчина), Фуллер успокаивается и бросает свои планы. Только при этом он говорит, что теперь ему остаётся лишь купить автомат и расстрелять своё бывшее начальство. И результат не заставляет себя ждать, когда той же ночью Лоре звонит полиция и просит её помощи в нейтрализации Фуллера, который взял в заложники офисного охранника.

Несколько женщин

Джина (Мишель Уильямс) — женщина неизвестной профессии, которая со своим мужем Райаном (Джеймс ЛеГро) собирается строить новый дом и для этого очень хочет приобрести у знакомого старика груду песчаника. Особой поддержки от семьи (у неё также есть дочь) она не чувствует, но муж нехотя соглашается поучаствовать в переговорах о покупке. Старик оказывается несговорчивым и на Джину никакого внимания не обращает. Только когда с ним говорит Райан, он начинает склоняться в нужную сторону.

Несколько женщин

Третья история рассказывает о безымянной работнице ранчо (в некоторых рецензиях её называют Джейми, но в самом фильме и его титрах у неё имени нет), которая решает внести немного разнообразия в свою рутинную трудовую жизнь и записывается на вечерний курс для преподавателей, который ведёт выпускница колледжа Бет (Кристен Стюарт). Последняя далеко не в восторге от этой работы, потому что у неё и без того есть постоянная занятость, а чтобы добраться до школы, ей нужно проводить несколько часов в дороге. Но наша безымянная героиня находит в Бет родственную душу и несколько раз после занятий ужинает с ней. А потом Бет перестаёт вести занятия и работница ранчо отправляется в другой город, чтобы найти и увидеть её ещё раз.

Несколько женщин

Одна из самых неожиданно примечательных вещей в «Нескольких женщинах» — это то, как мало происходит в каждой истории. Выше я описал 90% каждой из них, и если вы думаете, что в остальных 10 есть какой-то Шокирующий Поворот, эмоциональная кульминация или какое-то хитроумное переплетение сюжетов а-ля «Магнолия», то вы неправильно думаете. Но здесь прелесть как раз не в том, что происходит (или не происходит), а в том, как и где это происходит.

Действие фильма разворачивается в Монтане с её бескрайними равнинами, суровым климатом и бесконечной тишиной. Это место не изменить, так же, как не изменить свою жизнь. Но, если в первую очередь ожидаешь от такого расклада депрессии и безысходности, «Несколько женщин» показывает, что даже в этом тёмном туннеле можно увидеть огонёк, который хотя бы ненадолго разбавит тоску. И нет, фильм не забывает о том, что даже в 21-м веке со всеми его достижениями и большими шагами в сторону прогресса, быть женщиной — всё ещё значит быть человеком второго сорта, и чем меньше общество, тем ярче это выражено.

Но при этом никто здесь не стремится размахивать флагами и кричать о социальной несправедливости. «Несколько женщин» — фильм о том, что порой не стоит лезть из кожи вон в борьбе за призрачные идеалы. Потому что, как бы прискорбно ни было это признавать, не у всех есть безграничные возможности и не каждый может всё бросить, чтобы пойти и стать Молодым И Успешным. Поэтому иногда достаточно порадоваться маленьким победам, которые одерживаешь каждый день. Иногда такая победа — это возможность обменяться парой слов с симпатичным человеком, а иногда это просто куча камней. Но ради таких маленьких достижений и стоит жить и продолжать терпеть свою удручающую рутину.

И хотя не каждая история заканчивается духовным подъёмом, в конце фильма остаётся удивительное чувство надежды. Да, у этих людей в жизни далеко не всё гладко, но язык не повернётся назвать их несчастными.

Фильм снят на основе рассказов Майли Мелой. Я их не читал, но после просмотра очень захотелось.

Фильм снят на основе рассказов Майли Мелой. Я их не читал, но после просмотра очень захотелось.

За последние годы я много раз слышал имя Келли Райхардт, но до сих пор ни одного из её фильмов я не видел. После «Нескольких женщин» я окончательно убедился, что это я зря. Потому что очень трудно найти другого кинематографиста, который сможет сделать настолько интересными сцены, в которых люди молчаливы и неподвижны. Чувствуется, что все люди, работающие на фильме, абсолютно расслаблены и уверены в том, что делают. Поэтому никому здесь не нужно напрягаться, чтобы привлечь внимание, или заполнять пробелы лишними словами.

Эта уверенность передаётся и актёрам, которые здесь заслуживают самого высокого комплимента: ни в одной сцене нет чувства, что кто-либо «играет». Здесь ты наблюдаешь за группой обычных людей, которые просто по поразительному совпадению очень напоминают группу очень привлекательных знаменитостей. И если в том, что Дерн, Уильямс и Стюарт (и да, давайте уже завязывать со Смешными Шутками про Кристен Стюарт и «Сумерки») прекрасны от начала до конца, ничего нового нет, то вот Лили Глэдстоун в роли работницы ранчо здесь оказалась настоящим открытием.

Глэдстоун начала карьеру в кино совсем недавно, но играет настолько натурально, что с трудом в это верится. У неё, вероятно, самый простой и самый симпатичный персонаж фильма: её не интересует карьера и не напрягают отношения в семье, вся её жизнь — сплошная рутина. И она лишь хочет, чтобы в этой рутине был хотя бы один стопроцентно положительный момент. Но при этом она не отчаянная и она не побирается. Там, где в более традиционном фильме после одного поворота сюжета она бы сокрушалась, она понимает, что жизнь идёт дальше и ждать никого не собирается.

Это, конечно, не романтично и не «красиво». Но это честно, и это правдиво. Как и весь фильм.

Мне не удалось найти нормальный кадр из фильма с Лили Глэдстоун, поэтому вот фотография из реальной жизни, где она в компании Кристен Стюарт и Келли Райхардт

Мне не удалось найти нормальный кадр из фильма с Лили Глэдстоун, поэтому вот фотография из реальной жизни, где она в компании Кристен Стюарт и Келли Райхардт.