Я посмотрел новый российский фильм.

В кино.

И даже не пожалел об этом.

Как вам такой Шокирующий Поворот?

Как вам такой Шокирующий Поворот?

В последний раз, когда я ходил в кино на российский фильм с Петром Фёдоровым в главной роли, это был «Сталинград» и тогда получилось не оптимально. Тогда же я решил больше российские фильмы не смотреть, особенно в кино. Но что-то (включая хвалебный отзыв многоуважаемого мистера Долина) склонило меня нарушить собственное обещание и таки посмотреть «Дуэлянта» — новый дорогостоящий блокбастер, который кто-то, вероятно, замышлял как очередной «наш ответ» кому-нибудь.

Дуэлянт

И не без удовольствия скажу, что фильм получился скорее хорошим, чем нет. По крайней мере, в своей первой половине, где мы знакомимся с главным героем — отставным капитаном Яковлевым (Фёдоров), который зарабатывает на жизнь тем, что участвует в дуэлях против всяких наглецов и бессменно одерживает победу. Ему это удаётся благодаря тому, что в прошлом он потерпел кораблекрушение на Алеутских островах, где местный знахарь его поднял на ноги и околдовал, поэтому теперь пули его буквально облетают. На первый взгляд, он совершенно аморальный тип и единственное ему оправдание — то, что его оппоненты мало чем лучше. Но, как выясняется из флэшбэков, у него есть достойная причина для такого заработка (а ещё мы узнаём, что он немного Дон Дрейпер). С одной стороны, все его мотивы очень эгоистичны, а с другой, он использует сволочных дворян и их деньги в относительно благородных целях. Поэтому Яковлев получается весьма любопытным антигероем, которого фильм не старается рисовать одним цветом. А для российского блокбастера это гигантский шаг вперёд.

Дуэлянт

Но это, увы, только первая половина фильма. Как только начинается вторая, начинаются и проблемы. Возникает чувство, что коллектив картины не был полностью уверен, что прямолинейная история о том, как человек с благими намерениями творит зло, понравится зрителю, поэтому «Дуэлянт» начинает выдавать один Шокирующий Поворот за другим, превращаясь в весьма банальную историю мести, где виновником всех бед Яковлева оказывается мерзкий граф Беклемишев (Владимир Машков). И всё бы хорошо, если бы у злодея здесь была понятная и человеческая причина быть таковым, но придумывать её авторам было то ли не интересно, то ли лень, поэтому Беклемишев получился очередной карикатурной сволочью, а Машков при каждом удобном и неудобном случае пожирает декорации, демонстрируя, какая он сволочь и как ему это нравится. И увы, когда выясняются все подробности, начинаешь прокручивать в голове некоторые сцены из начала фильма и понимаешь, что режиссёр-сценарист Алексей Мизгирёв явно не хотел перечитывать написанное и исправлять ошибки.

Дуэлянт

Из-за всяких логических несуразностей и проблем с мотивацией драматическая составляющая истории, которая, по идее, должна захватывать всё сильнее, под конец вызывает только плечепожатие. В последние полчаса было трудно отделаться от чувства, что всем всё надоело и там, где напряжение должно нарастать, а темп повышаться, всё двигалось вяло и вымученно. Особенно это чувствовалось в притянутой за уши романтической линии между Яковлевым и княгиней Тучковой (Юлия Хлынина). Мало того, что между Фёдоровым и Хлыниной никаким взаимным влечением и не пахнет, так ещё и приходится лицезреть сцену секса между ними, которая поставлена так неловко, что напоминает изнасилование.

В этом кадре можно видеть весь спектр эмоций, который за фильм выражает госпожа Хлынина.

В этом кадре можно видеть весь спектр эмоций, которые за фильм выражает госпожа Хлынина.

И становится очень жаль, что повествовательно-постановочная часть фильма так подводит, потому что в техническом плане он более чем впечатляет. Мизгирёву следует сказать большое спасибо, что он не стал злоупотреблять «современными» приёмами съёмки и монтажа, благодаря чему «Дуэлянт» смотрится как серьёзный художественный фильм, а не музыкальный клип, и можно во всей красе оценить работу художника-постановщика, костюмёров и прочих трудившихся над фильмом. Также в очередной раз впечатляет оператор-постановщик Максим Осадчий, который даже самые невзрачные помещения снимает так, что глаз не оторвать. Редкий случай для российского кинематографа, когда и деньги грамотно потратили, и позволили этим насладиться.

Хотя в какой-то момент всё же стало очень заметно, что Петербург в фильме содержит ровно две улицы.

Хотя в какой-то момент всё же стало очень заметно, что Петербург в фильме содержит ровно две улицы.

В итоге получилась половина хорошего фильма и половина посредственного. С одной стороны, разочарование, с другой — шаг вперёд. С такими темпами лет через пару в России начнут-таки делать фильмы, которые от начала до конца можно будет хвалить без оговорки «для русского фильма».

Также неожиданно порадовал мистер Фёдоров, который в кои-то веки не только писаный красавец, но ещё и актёр толковый.

Также неожиданно порадовал мистер Фёдоров, который в кои-то веки не только писаный красавец, но ещё и актёр толковый.