О творчестве Стивена Кинга есть классическая шутка:

— Тебе понравился тот роман Стивена Кинга о писателе-алкоголике, который борется со своими демонами и потусторонним злом в захолустье штата Мэн?
— Да, все семьдесят!

Так вот, о фильмах Marvel Studios скоро можно будет говорить так же: Я посмотрел ту новую экранизацию комикса Marvel о добродушном, но заносчивом небритом белом мужике, который попадает в тяжёлую ситуацию, заставляющую его задуматься о своей жизни и изменить свои повадки в лучшую сторону.

А теперь угадайте, о ком я?

А теперь угадайте, о ком я?

Но не подумайте, что я жалуюсь на вторичность или однообразность. В сочетании «Хорошо сделанный конвейерный продукт» первое слово — «хорошо». И «Доктор Стрэндж» оказался весьма и весьма хорош, хоть и не без некоторых проблем.

Для галочки, краткое описание завязки: титульный герой в исполнении Бенедикта Камбербэтча — гениальный нью-йоркский хирург, не имеющий себе равных и прекрасно это осознающий. Правда, водитель из него гораздо менее компетентный, поэтому он, отвлекаясь на свой смартфон, попадает в аварию, в которой получает страшные травмы рук. Отчаявшись и послушав совета своего физиотерапевта, он отправляется в Непал, где становится членом хитрого тайного ордена. Под руководством лысой древней (в оригинале её так и называют — Древняя) наставницы (Тильда Суинтон) он учится путешествовать по параллельным мирам и драться с помощью огненных орнаментов, попутно понимая, что, возможно, стоит быть менее заносчивым и самоуверенным, чем он был раньше.

Параллельно близится большой Конец Света, потому что бывший ученик древней Суинтон по имени Кецилий (Мэс Миккельсен) решил погрузить наше измерение в вечную тьму с помощью пары запрещённых заклинаний, которые он красочно крадёт в прологе.

Доктор Стрэндж

На первый взгляд, всё вполне традиционно и предсказуемо, и уже на первых сценах возникает чувство, что ты с точностью до минуты знаешь, что и когда произойдёт. Отчасти это правда, но лишь в тех моментах, когда это совершенно необходимо (всё-таки если главный герой никак не изменится и не исправится после всего, что пережил, это будет так себе история). В остальном же «Доктор Стрэндж» весьма значительно отходит от канонов своего поджанра, и отходит в лучшую сторону.

Например, здесь в кои-то веки нет пророчеств и избранных, а Стивен Стрэндж становится крутым магом не из-за того, что это у него в крови и его прадед был таким же, а из-за того, что он, бл, читает книги и работает над собой. Мудрая наставница здесь — не эталон благородия и непорочности, и у неё тоже есть пара страшных тайн, которые в итоге приводят к плачевным последствиям. Злодей здесь реализует свой злой план не из-за того, что он хочет власти или на кого-то обиделся — у него как раз хорошие намерения, просто он не до конца осознаёт, что творит. Поэтому по части центрального конфликта режиссёр-сценарист Скотт Дерриксон («Синистер») и его соавтор К. Роберт Каргилл (тоже «Синистер») справились очень и очень хорошо.

Впечатляет фильм и в плане визуального ряда/спецэффектов. Да, Манхэттен, который маги превращают в большой Кубик Рубика, явно навеян «Началом», но здесь авторы подходят к той же идее с немалым задором, благодаря чему по зрелищности «Доктор Стрэндж» оставляет далеко позади всех своих предшественников из Киновселенной Marvel. И ещё, по сравнению с тем же «Началом», здесь 90% диалогов не состоят из подробных описаний того, что и как в этом мире происходит.

Хотя при этом не помешало бы как-нибудь объяснить, почему на обычном населении трансформации мегаполиса никак не сказываются, и какие тут правила в плане падения с высот и ударов об стены.

Хотя при этом не помешало бы как-нибудь объяснить, почему на обычном населении трансформации мегаполиса никак не сказываются, и какие тут правила в плане падения с высот и ударов об стены.

Но в то же время всё новое и свежее в фильме так хорошо, что на его фоне начинают бросаться в глаза некоторые более заезженные элементы жанра вроде того, как маги, при всех своих безграничных возможностях, конфликты всё ещё решают рукопашным боем. И при всей прелести масштабных кадров перемещения между реальностями, как раз моменты с драками выглядят очень серенько и сняты они в такой манере, будто оператору-постановщику Бену Дэйвису запретили размещать камеру дальше, чем в полуметре от поясницы бойцов. Благодаря этому понять, кто кого и куда, удавалось далеко не всегда.

Также у фильма не всё гладко с героями второго плана. Если Древняя и боевой партнёр Стрэнджа Карл Мордо (Чиветель Эджиофор) поддерживают интерес за счёт своей экзотичности, то коллега и бывшая возлюбленная главного героя Кристина Палмер (Рэйчел МакАдамс) в фильме существует только для того, чтобы ухаживать за ним, когда он травмирован, и пугаться при виде всего потустороннего. Конечно, велика вероятность, что в будущем она будет более активно и разнообразно участвовать в событиях, но в данном случае она запоминается только тем, что её играет очень талантливая актриса.

Доктор Стрэндж

С другой стороны, злодей в фильме получился одним из лучших за всю историю Киновселенной (хотя это в равной мере говорит как о нём, так и о всех его предшественниках). Кецилий и выглядит внушительно, и действия его не лишены логики, и монологи он читает только в ситуациях, когда больше ему ничего делать не удаётся. Ну а Мэс Миккельсен в этой роли для меня затмевал в фильме абсолютно всех. И если в драматичных моментах его прекрасность была вполне ожидаемой, то вот когда ему приходилось заниматься классической физической комедией, он открылся с новой стороны.

Чего, к сожалению, я бы не сказал о товарище Камбербэтче в главной роли. Он не плох, но при этом я не могу сказать, что он по-настоящему впечатляет и на его месте не удаётся представить кого-либо другого (например, какой-нибудь Оскар Айзек тут смотрелся бы не менее эффектно). Но по крайней мере с изображением самоуверенности своего героя он здесь не злоупотребляет (как он это делал в «Шерлоке», чем повышал Жажду Убивать). С ещё одной стороны, Пол Радд в «Человеке-муравье» тоже смотрелся весьма зажато, поэтому есть вероятность, что в следующий раз Камбербэтч будет блистать и заставит меня забрать свои слова назад. Очень на это надеюсь.

На что я ещё надеюсь, так это на то, что в сиквеле попытки добавить юмора не будут такими назойливыми. Потому что когда герои начинали выдавать Смешные Шутки, мне хотелось съесть собственную голову. Комедия — вещь очень сложная и требующая тонкого чувства темпа и ритма. У Скотта Дерриксона с этим большие проблемы и, как Джадд Апатов в свои худшие моменты, он просто не знает, когда остановиться.

Вот самый показательный пример: когда Стивен встречает мага/монаха по имени Вонг (Бенедикт Вонг), то он спрашивает, «Вонг? То есть, как Адель?». Шутка простая и не новая, но смешная. Если на этом поставить точку и пойти дальше. Но ведь он не идёт дальше, а начинает ещё называть его «Дрейк», «Боно» и «Эминем». А через пару сцен, снова встречая Вонга, он называет его «Бейонсе».

Смешно, правда?

Смешно, правда?

Но к счастью, таких откровенно провальных моментов в фильме недостаточно, чтобы испортить впечатление. Особенно после того, как в финальные моменты авторы вносят, наверное, самое серьёзное и приятное изменение в классический шаблон супергеройских фильмов и вместо грандиозного побоища сводят финальный конфликт к камерной (насколько это слово уместно в сцене с созданием, пожирающим миры) «битве умов», где Стрэндж одерживает верх не силой, а хитростью. И вот за такие решения хочется стоя аплодировать и почти закрыть глаза на все недочёты.

Жаль только, что Миккельсена в сиквеле уже не будет.

P.S. В кинотеатре мне удалось увидеть только одну из двух сцен на титрах, но она была совершенно великолепна. Больше ничего о ней говорить не хочу, ибо лучше это увидеть самостоятельно.

А ещё при просмотре я развлекал себя мыслью, что эти двое - реинкарнация их персонажей из "12 лет рабства".

А ещё при просмотре я развалекал себя мыслью, что эти двое — реинкарнация их персонажей из «12 лет рабства».