«Чудо-Женщина» — это художественный фильм. В нём есть сценарий с началом, серединой и концом, а не собрание сцен, в которых появляются одни и те же актёры; в нём актёры играют персонажей, а не позируют на фоне компьютерной графики; и ещё это фильм о супергерое, в котором супергерой совершает героические поступки.

И да, вы абсолютно правы. Выше я перечислил простейшие признаки, которые характерны для любого художественного фильма своего жанра. И это иллюстрация того, насколько плачевной стала ситуация с нынешними попытками студии Warner Bros. сделать собственную киновселенную и повторить успех Disney/Marvel: эти фильмы приходится хвалить за то, что для всех остальных является стартовой точкой и само собой разумеющимся минимумом. И конечно, на фоне «Человека из стали» и «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости» (это всё ещё название, которое существует) «Чудо-Женщина» смотрится прорывом, глотком свежего воздуха и предвестником лучших времён. Но будет ли фильм так же впечатлять, если этот фон убрать?

Необязательно.

Чудо-Женщина

«Чудо-Женщина» — многострадальная экранизация одноимённого комикса, который публикуется ещё с 40-х, но до большого экрана добрался только сейчас. Она рассказывает о принцессе Диане (не той) — дочери предводительницы Амазонок, живущих на тайном острове Фемискире и созданных Зевсом для защиты человечества от злых богов. В один прекрасный день у побережья Фемискиры терпит крушение шпион Стив Тревор (Крис Пайн), которого преследуют злые немцы (потому что идёт Первая мировая). Отбив нападение доселе невиданных врагов, Амазонки узнают о том, что мир поглотил конфликт, но никто не рвётся спасать человечество от самого себя, кроме — да, вы угадали — Дианы. Она уверена, что во всём виноват бог войны Арес, и если его убить, все проблемы решатся. Вместе с Тревором она сбегает и присоединяется к британским войскам, чтобы дать отпор врагу во главе со зловредным генералом Людендорфом (Дэнни Хьюстон) и его не менее зловредным безумным химическим гением по прозвищу Доктор Яд (Елена Анайя).

И да, я знаю, о чём вы думаете. Это совсем не напоминает сюжеты «Тора» (потомок правителя из сказочного мира, основанного на мифологии из реального мира, идёт против воли монарха и попадает в мир людей, где оказывается не в своей тарелке, находит большую любовь и взрослеет) и «Первого мстителя» (мировая война; американский капитан по имени Стив; группа разношёрстных однополчан, помогающая героям в бою; кульминация с гигантским самолётом, который должен атаковать мировые столицы), только с косметическими изменениями. Но тут важно отметить, что «Тор» и «Первый мститель» были фильмами хорошими, и нет ничего зазорного в том, чтобы копировать элементы хороших фильмов. Более того, создатели «Чудо-Женщины» во главе с режиссёром Пэтти Дженкинс умудряются внести достаточно новых элементов, чтобы о сходствах ты думал не во время просмотра, а только при написании ироничной рецензии.

Чудо-Женщина

С другой стороны, сочетание двух сюжетов в одном фильме оказывается палкой о двух концах. Если бы фильм был посвящён лишь открытию главной героиней своих даров, а его кульминацией было появление в мире людей и спасение невинных, это было бы чертовски хорошим кинокомиксом в духе оригинальных «Супермена» и «Человека-паука». Если бы фильм вращался вокруг того, как в траншеях Первой мировой войны появляется таинственная дама в пуленепробиваемом корсете с мечом и светящимся лассо, ведущая хороших ребят к победе и устраивающая плохим ребятам насильственную смерть (да, она убивает людей десятками и не сильно на этот счёт тревожится), это также было бы весьма интересной новой интерпретацией старого жанра. Но когда создатели попытались погнаться за двумя зайцами, получился фильм Франкенштейна, два часа которого можно успешно показывать по отдельности и никто не заметит подвоха. Да, тех же «Супермена» и «Человека-паука» тоже можно было поделить на две половины, но они были неразрывно связаны друг с другом. Здесь же, как только главная героиня прощается с матерью, не хватает только фразы «До встречи в сиквеле!».

Чудо-Женщина

Но на проблемы сценария удаётся скорее закрыть глаза, чем нет, благодаря тому, как фильм обращается с титульной героиней. Я всё ещё не до конца разобрался, является ли Галь Гадот по-настоящему многогранной актрисой, к которой просто не каждый режиссёр умеет найти подход, или же её не самая привычная для Голливуда внешность закрывает пробелы в сценическом мастерстве. Но «Чудо-Женщина» получилась весьма убедительным аргументом в пользу первого: насколько никакой она была в «БПС», настолько же убедительной и харизматичной она вышла здесь. Особенно это касается экшен-моментов — несмотря на бросающуюся в глаза компьютерную графику, когда дело доходит до рукопашных боёв и изобретательного использования её, казалось бы, смехотворного оружия, хочется одобрительно кивать головой и просить добавки. Это особенно актуально для середины фильма, где есть длительная сцена освобождения немецкой деревни. В ней есть всё, ради чего я смотрю фильмы о супергероях: эффектное действие, человеческие эмоции и герой, который зрелищно рискует жизнью, спасая невинных и беззащитных. И даже неизбежная серая цветовая гамма, набившая оскомину замедленная съёмка и неуместное включение этой дурацкой музыкальной темы неспособны испортить впечатление.

"Кто из этих людей служил в армии? Ответ может вас удивить!"

«Кто из этих людей служил в армии? Ответ может вас удивить!»

И оттого становится весьма грустно, когда фильм идёт дальше и демонстрирует, что ничего лучше он тебе уже не покажет. Как и фильмы Marvel до недавнего времени, похоже, фильмы вселенной DC просто запрещено заканчивать чем-либо, кроме большой битвы, в которой героиня и злодей долго и скучно бросаются друг в друга компьютерной графикой. Справедливости ради, конечно, нужно отметить, что по сравнению с 9/11 × 1000, которое устраивал Супермен в своих двух последних фильмах, здешняя разборка кажется сущим пустяком, но на фоне той прелести, которую нам продемонстрировали полчаса назад, это горькое разочарование.

По завершении просмотра остаются крайне двоякие впечатления. С одной стороны, «Чудо-Женщина» исправляет ряд ошибок предшественников (в первую очередь, здесь чувствуешь, что авторы понимают и любят свою героиню) и делает большой шаг в правильном направлении. С другой же, трудно отделаться от чувства, что фильм делался в спешке и у этого дитяти нянек было больше, чем следовало бы. Но то, что в фильме хорошо, чертовски хорошо. Хочется надеяться, что начальство посмотрит на результаты проката (которые весьма хороши) и сделает правильные выводы. Полдела они уже сделали: они представили героиню, которую хочется увидеть снова. Осталось дать ей фильм, о котором я смогу сказать то же.

Хаотичные наблюдения:

— Крис Пайн также произвёл неоднозначное впечатление. С одной стороны, приятно было видеть его не в роли заносчивого придурка, да и с комедийным материалом он всё ещё справляется хорошо. Но вот романтическая линия между ним и Гадот для меня провалилась с треском. Моменты, где между ними должны пылать пламя, смотрелись совершенно никак и вызывали преимущественно неловкость. К счастью, их было не так много, и завершение этой линии получилось приятным в своей нетипичности.

Чудо-Женщина

— К вопросу о создании в спешке: на войне наших героев сопровождает группа колоритных наёмников, вокруг которых сначала делают много шума, а потом… ничего. Герой Юэна Бремнера хвастается тем, что он крутой снайпер, а в бою он паникует и подводит (фильм явно пытается намекнуть, что у него от увиденного на фронте начался пост-травматический стресс, но никакого развития этот элемент не получает). Герой Саида Тагмауи (того чела, который поил Марки Марка нефтью в «Трёх королях») подаётся как полиглот и мастер перевоплощения, но сцена, в которой ему нужно использовать свои навыки оказывается самым предсказуемым и банальным из всех возможных вариантов. Человек по прозвищу «Вождь» (Юджин Брэйв Рок) колоритен и затрагивает тему геноцида коренных американцев… но и он превращается в ещё одного стандартного вояку. Ближе к концу есть момент, когда кажется, что эта троица готовится принять свою смерть в бою, но он подан так неловко, что даже не успеваешь понять, что происходит. Хочется надеяться, что в сиквеле мы всё ещё будем в прошлом и увидим их снова. И что материал у них будет получше.

— Если у Робин Райт после здешнего не начнётся длительная и плодотворная экшен-карьера в духе Лиама Нисона, то всё будет зря.

— Фемискира очень напомнила Асгард. Так же, как и в обоих «Торах», я ни на секунду не верю, что там кто-либо по-настоящему живёт, и уверен, что как только фильм уходит с острова, жизнь на нём замирает.

— Кстати об этом, Пэтти Дженкинс была первым режиссёром «Тора 2» до того, как ушла из-за Творческих Разногласий. И теперь я очень хочу в параллельную вселенную, где она всё-таки его сняла. Уж точно не было бы хуже того «Тора 2», который шёл в кино.

— Перед фильмом показывали трейлер «Лиги справедливости». На большом экране всё ещё выглядит рвотно.