А вот, дамы и господа, и подходит к концу моя одиссея по творчеству Ли Чайлда, ибо я таки добрался до «Заставь меня» (Make Me) — двадцатого романа о Джеке Ричере, в котором наш герой снова скитается по американскому захолустью и оказывается где-то на Среднем Западе. Там он останавливается в маленьком городке, который привлекает своим названием — «Материнский покой» (Mother’s Rest).

И нет, это совсем не напоминает завязку какой-либо из предыдущих книг.

В городке у него сразу начинается интересное времяпрепровождение, когда уже после выхода из поезда его встречает молодая и симпатишная частный детектив / экс-агент ФБР по имени Мишель Чань (да, она азиатка, и книга нам об этом постоянно напоминает), которая приехала сюда искать своего пропавшего коллегу и, не имея большого выбора, обращается к Ричеру за помощью. Ричер, не имея более полезных занятий, соглашается. Жители городка, разумеется, относятся к Ричеру и Чань исключительно с подозрением и презрением, а владелец мотеля, где они останавливаются, вскоре требует их выселения. Перед этим, правда, наш динамический дуэт успевает найти и обыскать номер, в котором проживал пропавший поплечник Чань, и найти там любопытный номер телефона, который приводит их к журналисту в Лос-Анджелесе, который специализируется на научных исследованиях нехотя помогает им в расследовании.

Параллельно за Ричером и Чань следит группа высокотехнологичных амбалов под руководством украинского мафиози. Периодически они нападают на Ричера, который предсказуемо раскидывает злодеев как котят.

После множества сюжетных поворотов, которые в пересказе звучат ещё скучнее, чем в самой книге, выясняется, что злодеи заправляют подпольной сетью пыточных камер, в которых богатые анонимные пользователи за деньги могут реализовать любые свои отмороженные фантазии.

Серьёзно.

Серьёзно.

И тут возникает чувство, что посреди работы товарищ Чайлд устал и пошёл отдохнуть за просмотром «Хостела» и «Мистера Робота», после чего решил, что он ничем не хуже и тоже может в современные технологии и мясное насилие. При этом, правда, нужно помнить, что товарищу Чайлду почти 62. А что это означает, когда он пишет о современных технологиях?

Гомер Симпсон и интернет

Правильно – это означает, что в определённый момент в сюжете появляется крутой компьютерщик, который приглашает главных героев к себе домой и чуть ли не на пальцах начинает им объяснять, как устроен интернет, какое страшное место «Глубокая сеть», как расшифровывается TOR и ещё много занимательных фактов, которые автор прочитал в Википедии.

Создаётся впечатление, что примерно так себе представляет своих читателей Ли Чайлд.

Создаётся впечатление, что примерно так себе представляет своих читателей Ли Чайлд.

Что касается мясного насилия, то оно здесь просто… мерзкое. И скучное. Очень, очень скучное. Особенно когда понимаешь, что всё равно Ричер снова окажется неуязвимым человеком-армией и всех невзрачных злодеев моментально поубивает.

В отличие от предыдущей юбилейной книги, в которой ещё чувствовалось, что потенциал цикла о Ричере далеко не исчерпан, в этот раз чувство усталости и вымученности наполняет каждую страницу. Даже неизбежные сцены секса (да, в этот раз разница в возрасте Ричера никак не волнует) Чайлду явно было лень писать, поэтому он сократил их до пары предложений (не то чтобы я жаловался).

А вообще возникает чувство, что названия последних книг серии описывают не столько их сюжеты, сколько диалог автора с самим собой:
— Никогда Не Возвращайся к Ричеру, тебе же всё надоело.
— Но у меня Личный Интерес. Деньги на грядке на растут, а другую работу мне не найти. Подсознание, Заставь Меня писать! А то придётся мне идти на Вечерние Курсы секретарей, чтобы было чем платить за квартиру в Манхэттене!».

В продаже с 7 ноября!

В продаже с 7 ноября!