Приквелы — это по определению плохая идея. За редким (ОЧЕНЬ редким) исключением, никому не нужно знать, откуда произошло то, что мы любим — нам просто нужно то, что мы любим. Особенно плохой идеей будет приквел, который ты вынужден рассказать не из-за того, что для того есть хорошая причина, а из-за того, что ты выпускаешь по книге в год и благодаря этому твоему главному герою уже 57 (а как наглядно доказал покойный Роджер Мур, бить морды и соблазнять красавиц в 57 — это как-то не очень). В случае с «Вечерней школой» (Night School) — двадцать первым романом о Джеке Ричере — Ли Чайлд наступил на все возможные грабли одновременно. Он написал приквел, который по своим масштабам близок к «современным» историям о Ричере, но поместил его в далёкое прошлое, чем лишил его какой-либо убедительности.

Это Ли Чайлд и его очень сильно волнует моё мнение

Это Ли Чайлд и его очень сильно волнует моё мнение

На этот раз события разворачиваются в 1996 году, когда наш герой всё ещё трудился в рядах военной полиции. Вскоре после получения очередной награды за отличия (в данном случае за то, что он убил в голову пару злодеев на Балканах. Серьёзно) ему поручают отправиться на повышение квалификации, что сразу вызывает подозрения. И подозрения оказываются оправданными, потому что по прибытии в учебное заведение Ричер узнаёт, что никакую учёбу он проходить не будет. Вместо этого он становится частью тайной группы по борьбе с терроризмом, в которую также входят агенты из ЦРУ и ФБР, а организовывает всё сотрудница Белого Дома. Этой группе предстоит предотвратить теракт, который явно планирует группа непонятных афганцев, которые решили заплатить 100 миллионов долларов какому-то неизвестному американцу в Германии за какой-то непонятный товар. Невзирая на то, что операция должна проводиться в строжайшей секретности (потому что, возможно, тот самый американец — засланный казачок в высших эшелонах власти), Ричер привлекает свою давнюю коллегу Френсес Нейгли, вместе с которой (и агентами ЦРУ и ФБР, но о них автор молниеносно забывает) отправляется в Гамбург на поиски злодеев и спасение мира.

Это Гамбург. И он гораздо привлекательнее, чем его описание в книге.

Это Гамбург. И он гораздо привлекательнее, чем его описание в книге.

Напоминаю, что события происходят в 1996-м. Спустя год с лишним Ричер станет бродягой и начнутся его остросюжетные похождения на родине, в рамках которых он будет бороться с фальшивомонетчиками и похитителями, а не террористами, которые хотят уничтожить мир. Конечно, после той чуши, которая творилась в последних нескольких томах серии, нынешний сюжет нисколько не удивляет, но если расставить истории в хронологической последовательности, перепады в накале страстей вызовут немало сомнений.

Но всё было бы хорошо, если бы неоднородность масштабов была единственной проблемой книги, но увы. «Вечерняя школа» удручающе скучна, особенно по меркам товарища Чайлда, у которого даже в слабых книгах, по самой крайней мере, можно было рассчитывать на интригующую завязку. Здесь же с самого начала интерес находится на нуле, а дальше только хуже. 90% книги мы так и не знаем, что именно хотят купить террористы, и, по идее, это должно держать читателя в напряжении. Но проблема в том, что буквально первое, что приходит в голову, оказывается правильным ответом, из-за чего раскрытие карт под конец оказывается не только пшиком, но ещё и очень запоздалым пшиком (СПОЙЛЕР: тем самым американцем оказывается обычный солдат из Техаса, который нашёл в Германии партию портативных атомных бомб (!), которые американские войска случайно забыли (!) в Германии по завершении Холодной Войны. Серьёзно). Не помогает и то, что для истории о борьбе с терроризмом события здесь развиваются со скоростью улитки, буксирующей черепаху, и даже когда счёт идёт на минуты и приходит пора спасать мир, герои всё равно находят время, чтобы сидеть и рассуждать.

Также недоумение вызывает место событий. Германия у Чайлда получилась сущей карикатурой, в которой, разумеется, каждый встречный идеально владеет английским, а добрая половина местного населения — неонацисты. Также тут есть толстый следователь, который много ест (ест сосиски, разумеется, потому что Германия же) и с полуслова предоставляет Ричеру всю необходимую помощь.

Здешняя Германия настолько нацистская, что не хватает только вот этого юноши.

Здешняя Германия настолько нацистская, что не хватает только вот этого юноши.

А уж о здешних афганских злодеях как-то и сказать нечего, потому что они почти не появляются, а когда появляются, то у них не хватает энергии даже на прочтение пламенных монологов о Прогнившем Западе и избавлении мира от его зловонного влияния. А уж то, кто в итоге оказывается главным антагонистом, и почему, вызывает только истеричный хохот и полную уверенность в том, что товарищ Чайлд окончательно забил на какие-либо усилия.

Более тонко прописанные террористы, чем в книге

Более тонко прописанные террористы, чем в книге

Даже обязательные для серии элементы вроде того, что у Ричера появляется симпатишная спутница, с которой он обязательно и обстоятельно спит, или того, что Ричер встречает кучу подонков, которых сильно и долго бьёт, здесь исполнены лениво и притянуто за уши. Особенно повеселило, как один из злодейских прихвостней докладывает начальнику о неудачном групповом нападении на главного героя. Оправдываясь, прихвостень говорит, что вместе с Ричером пришла ещё целая банда, против которой не было шансов, хотя на деле компанию ему составила только Нейгли. Примерно такое же чувство остаётся после прочтения книги: вроде автор один, а кажется, что писали её человек пятнадцать, и все работали в равной мере на отъ**ись.