В предыдущей книге у Джека Ричера появилась цель и точка назначения — попасть в Вирджинию и повидаться с особой, занимающей его бывший пост в военной полиции. Поэтому, разумеется, новая часть его похождений оказалась приквелом, никаким образом не связанным с его нынешним путешествием. Потому что Ли Чайлд делает, как Ли Чайлду хочется. И увы, то, что ему хочется, не хорошо.

События «Дела» (The Affair) — шестнадцатаго романа цикла о Ричере — разворачиваются в 1997 году, за полгода до ухода нашего героя из армии и начала его новой жизни. Когда выясняется, что в захолустном городе в Миссисипи недалеко от военной базы находят молодую симпатишную женщину с перерезанной глоткой, начальство отправляет Ричера понаблюдать за расследованием и убедиться в том, что всё идёт гладко и без нехороших последствий. Опасения насчёт нехороших последствий вызваны тем, что на этой военной базе служит сын большого и важного сенатора (который по поразительному совпадению оказывается важным партнёром для вооружённых сил) и он был тесно связан с жертвой.

miss

Но попытки Ричера оставаться незаметным (которые ограничиваются тем, что к началу событий он отрастил себе очень невоенные патлы) быстро оборачиваются провалом, когда он встречает местного шерифа. У этого шерифа за спиной 16 лет службы в морской пехоте и работа в военной полиции. И ещё этот шериф — очень симпатишная женщина. Она моментально разоблачает Ричера и отказывается с ним сотрудничать. Но это ненадолго. Заодно Ричер знакомится с военным полицейским, который официально расследует вышеупомянутое убийство со стороны армии, и он оказывается товарищем вполне нормальным, но не слишком полезным. Поэтому, конечно же, Ричер постепенно берёт дело в свои руки и начинает искать убийцу. Особенно когда трупов начинает становиться больше.

И если описание завязки кажется вам скучным и заурядным, то уверяю вас, это только из-за того, что книга скучная и заурядная. Подозрения в том, что автор высасывает идеи из пальца/работает на автомате/поручает написание кому-то другому и лишь получает гонорар, в этот раз сильны, как никогда. Детективная составляющая крайне затянутая и предсказуемая: виновником оказывается самый очевидный подозреваемый, которого начинаешь подозревать с первого же его упоминания. Да, есть обманные манёвры со стороны автора, но они в итоге не ведут абсолютно ни к чему и уж точно не отвлекают от самого очевидного подозреваемого во вселенной.

Ещё одна проблема вытекает из того, что это приквел. В отличие прошлого раза, когда Чайлд обращался к военной карьере Ричера, здесь регулярно притягиваются за уши моменты, объясняющие происхождение «классических» элементов книг о Ричере. Так что если вам не абсолютно безразлично, почему он решил использовать почтовые переводы, чтобы получать деньги в дороге, или почему после ухода из армии он первым делом отправился именно в Джорджию, то возрадуйтесь, ибо эти тайны будут окончательно разгаданы. Что раздражает ещё больше, так это навязчивая привычка автора периодически вставлять фразы в стиле «Нужно помнить, что это был 97-й, задолго до 11 сентября 2001». Спасибо, Ли, а то я бы вообще запутался.

Единственный более-менее удачный приквельный элемент — это появление пары сослуживцев Ричера, а именно уже знакомой читателям Френсес Нейгли и Стэна Лаури, который в этот раз ещё жив и много говорит. Правда, в случае с Нейгли её участие в конечном итоге сводится лишь к тому, чтобы она была большим богом из машины, который выручает Ричера в безвыходной ситуации с убитым чиновником в Пентагоне (не спрашивайте).

И тут мы подбираемся к, вероятно, самому раздражающему элементу книги, от которого рука подбиралась опасно близко к кнопке промотки.

Удивляя абсолютно никого, Ричер возрождает свою давнюю традицию и быстро начинает спать с симпатишной женщиной-шерифом.

Давайте выпьем за это. Да побольше, чтобы потом не вспомнить.

Давайте выпьем за это. Да побольше, чтобы потом не вспомнить.

Точнее, не быстро. Как угодно, но не быстро. Сцены секса в этот раз бьют все рекорды своей порнографичностью — как по части подробности описания, так и по своему составу (хотя я уверен, где-то найдутся читательницы, которых приведёт восторг осознание того, что в сношениях с Ричером им светит аж 10 минут куннилингуса). А в аудиоверсии, где всё это дело с выражением читает актёр Дик Хилл, эти сцены становятся бесконечными.

А теперь представьте, как этот человек зачитывает предоргазменные указания ричеровской пассии о том, когда быстрее, а когда медленнее.

А теперь представьте, как этот человек зачитывает предоргазменные указания ричеровской пассии о том, когда быстрее, а когда медленнее.

Ей-богу, возникает чувство, что Чайлду совсем наскучила вся эта кутерьма с убийствами и мордобоем, а вот дамские романы — его настоящая страсть. Возможно, ему и правда следует сменить профиль. Тогда, по крайней мере, можно будет спокойно проходить мимо и ни в чём не сомневаться.