Одним из побочных эффектов прочтения/прослушивания книг о Джеке Ричере (кроме регулярного содрогания) стало то, что у меня выработалось пристрастие к книгам о крутых антигероях, которые играют по собственным правилам и хладнокровно убивают плохишей. Поэтому, чтобы скоротать время в ожидании новой книги о Ричере (и предвкушении того, как я буду от неё плеваться, но проглочу за пару дней), я решил-таки взяться за цикл романов о Гарри Боше (хотите называть его «Босх» — я вам мешать не стану), с которого началась плодотворная писательская карьера Майкла Коннелли.

Тем более, что сериал об этом товарище я смотрел с немалым удовольствием.

Тем более, что сериал об этом товарище я смотрел с немалым удовольствием.

«Чёрное эхо» — первая книга об угрюмом детективе — вышла одновременно крепким детективным триллером, который мог бы с таким же успехом быть хоть семнадцатым в серии, и историей происхождения главного героя, которая не только закладывает фундамент его сложного характера (среди прочего, его биография включает в себя убитую мать-проститутку и участие в войне во Вьетнаме), но и тесно связывается с его текущим расследованием. А расследование начинается с того, что в сточной трубе в Лос-Анджелесе находят труп ветерана по имени Билли Медоуз. На первый взгляд, ничего особенного в этом нет и налицо обычная смерть от передозировки. Но, по не самому поразительному стечению обстоятельств, выясняется, что Медоуз был однополчанином Боша во Вьетнаме и их объединяли не только регулярные исследования вьетконговских туннелей, но и очень мрачная история, из-за которой Бошу по сей день не даёт покоя совесть. Исследовав труп Медоуза внимательнее, он приходит к выводу, что героин мертвецу в организм ввели уже посмертно, а до того его зверски пытали. Вопреки полному безразличию коллег (включая его напарника Джерри Эдгара, который совмещает работу в полиции с торговлей недвижимостью, и последняя ему гораздо интереснее), Бош берётся за выяснение правды и поиски убийц(ы) Медоуза. А поиски эти рано или поздно приводят его к расследованию недавнего дерзкого ограбления банка. А т.к. подобными преступлениями занимается ФБР, Бош вскоре объединяет усилия с агентом по имени Элеанор Уиш, которая — да, вы угадали — постепенно вступает с Бошем не только в профессиональные отношения.

Майкл Коннелли

Майкл Коннелли

Сюжет в «Чёрном эхе» одновременно очень запутанный и очень простой. В конечном итоге это ещё одна из миллионов историй о полицейских против грабителей и ожидать откровений по части событий и интриг здесь не то чтобы стоит. Как и любая подобная история, «Чёрное эхо» целиком и полностью держится на деталях и персонажах, и в этом отношении товарищ Коннелли ничуть не подводит, шаг за шагом создавая атмосферу тёмной стороны солнечного мегаполиса (занятно, что Бош работает в голливудском подразделении полиции Лос-Анджелеса) и наполняя этот мегаполис колоритными персонажами, о которых хочется узнать больше, что бы они ни делали.

И тут, разумеется, всё сводится к нашему главному герою, который при всей типичности образа Детектива, Который Живёт Своей Работой воспринимается очень свежо. Вероятно, из-за того, что автор не пытается сделать из него крутого чела без страха и упрёка. Без каких-либо колебаний он изображает Боша грубым, упрямым и зачастую просто неприятным типом, который в погоне за справедливостью (или, по крайней мере, тем, как он её себе представляет) плюёт на культуру и вежливость, наживая одного врага в департаменте за другим и предсказуемо вызывая интерес отдела внутренних расследований. Но при этом Коннелли удаётся подбираться к тонкой грани между антигероем и мудаком, но никогда её не переходить, благодаря чему думаешь, что ни за что бы не хотел иметь дело с Бошем, но при этом ловишь себя на мысли, что если бы ты мог выбрать, кто будет искать твоих убийц, если тебя убьют, ты бы долго не думал.

Как и Джеймса Эллроя, здешний Лос-Анджелес одновременно мерзкий и чарующий.

Как и у Джеймса Эллроя, здешний Лос-Анджелес одновременно мерзкий и чарующий.

Персонажи второго плана слегка меркнут на фоне главного героя, но в основном запоминаются без труда. Не в последнюю очередь из-за того, что Коннелли чертовски хорошо пишет диалоги, которые хоть и содержат немало острот, всегда напоминают то, как говорят живые люди в реальном мире. И ещё у автора есть занятная привычка давать героям экзотические имена: кроме главного героя, которого назвали в честь художника Иеронима Босха и его напарника, которого все зовут Дж. Эдгар, здесь есть полицейский начальник по имени Ирвин Ирвинг и пара детективов с фамилиями Льюис и Кларк. Вроде мелочи, но общий эффект от них только усиливается.

Что касается собственно детективной составляющей, то она получилась… хорошей. Не отличной, а просто хорошей. Все должные атрибуты, вроде анализа улик и допроса свидетелей, здесь на своих местах и исполнены с душой, но ввиду общей привычности истории они не вызывают восторга и ажиотажа, а лишь поддерживают интерес. Но должен признать, развязка здесь получилась весьма непредсказуемой, а финал истории порадовал своей моральной неоднозначностью.

На сегодняшний день книг о Боше и с его участием уже более двух десятков, и после такого хорошего старта со всеми однозначно хочется ознакомиться. Остаётся лишь надеяться, что планка качества если и будет падать, то не сильно.

О сколько открытий чудных. Надеюсь.

О сколько открытий чудных. Надеюсь.